Таких актеров, как Георгий Бурков принято называть «самородками».
А еще он попадает в печальный список тех самых талантливых, в некоторых случаях до гениальности, актеров, которые в поисках своего второго «Я» или просто из-за навязчивой болезни частенько уходили в запой. Хотя сам Георгий Иванович считал годы, когда он не пил, вычеркнутыми из жизни.
Сегодня одному из талантливейших актеров советского кино Георгию Буркову могло бы исполниться 90 лет.
Актер родился 31 мая 1933 года в Перми. С юных лет мечтал о сцене.
Однако не был принят ни в одно театральное училище. Приемная комиссия не единожды отклоняла кандидатуру Георгия Буркова из-за дефекта речи — невнятной дикции.
Первые шаги в актерской профессии Георгию Ивановичу довелось сделать на подмостках провинциальных театров – в Перми, Кемерово, Березниках.
Именно в одном из этих театров актера заприметил один московский критик. Который со своей находкой поделился с главным режиссером театра им. Станиславского Борисом Львовым-Анохиным.
Тот заинтересовался Бурковым и пригласил его в театр на прослушивание. Через несколько дней 32-летний самородок стоял перед худсоветом.
Львов-Анохин согласился взять его в труппу. Такое случается крайне редко — когда вот так берут человека из ниоткуда, да еще и без диплома актера театра и кино.
Львов-Анохин настолько поверил в талант Буркова и в свое профессиональное чутье, что согласился выплачивать Буркову зарплату из своего кармана, когда тот умудрился пропустить премьеру в своем первом спектакле в театре. Накануне премьеры к Георгию приехал друг, и они до утра отмечали радостную встречу. В дальнейшем актеру пришлось доказывать, что эта выходка случайность и он способен работать хорошо.
Справедливости ради, надо отметить, что жена Буркова Татьяна Ухарова отвергает, что этот случай был в биографии Георгия Ивановича. Впрочем, она и то, что он страдал от алкоголизма тоже не особо поддерживает.
Через год Бурков дебютировал в кино в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в картине «Зося». Потом была роль фильме «Хмырь», где он сыргал Хмыря, следом — в новелле Андрея Смирнова «Ангел» из альманаха «Начало неведомого века».
Настоящим началом кинокарьеры стал «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова.
Сотрудничество с Эльдаром Рязановым оказалось плодотворным, и вскоре режиссер приглашает Георгия Буркова на съемки своих знаменитых фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж».
Лучшими стали и работы актера в картинах, поставленных Василием Шукшиным, – «Печки-лавочки» и «Калина красная», а также драматические роли в фильмах «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Подранки» Николая Губенко.
О своей дружбе с Шукшиным актер вспоминал: «Шукшин оказал на меня огромное духовное влияние. Общение, дружба с ним стали для меня переломным моментом в жизни».
Василий Шукшин часто приглашал актера в свои картины, и Георгий Бурков считал эти роли самыми лучшими в своей карьере.
Под влиянием Шукшина Бурков стал писать и задумался о режиссуре. В 1987 году снял фильм «Байка», где сам сыграл главную роль.
Еще Георгин Иванович открыл Центр культуры имени В. Шукшина и с 1988 года стал его художественным руководителем. Мечтал создать там свой театр и свою театральную школу.
Талантливейший Георгий Бурков оставил после себя богатую фильмографию. Его творческий путь был ярким и продуктивным.
Бурков сыграл в 80 картинах, причем актер никогда не зацикливался на одном амплуа. Он превосходно играл в различных жанрах – в комедиях, психологических драмах, детективах.
Артист делал яркой любую роль и даже мимолетный эпизод. С первого же появления на экране Георгий Бурков очаровал зрителей своей кажущейся простотой и комедийностью. И только родные и близкие знакомые знали, насколько внешний типаж обманчив.
Начитанный, тонко чувствующий, ироничный и глубокий, актер всю жизнь стремился вырваться за рамки образа алкогероя, который ему поначалу навязали в кино.
Смерть Георгия Ивановича наступила внезапно. Бурков сломал бедро. Актера увезли в больницу. Операция прошла успешно, но через два дня, 19 июля 1990 года, артист умер — ночью у него оторвался тромб. Врачи оказались бессильны.