Помните популярный советский фильм «Мужики», который в 1981 году на суд зрителей представила режиссер Искра Бабич? Думаю, что да.
А Тамару, женщину, с которой герой Александра Михайлова Павел Зубов жил вместе в холодном Никеле? Вряд ли.
Мы, конечно, помним, что он жил с женщиной, которая его бросила. Что это за женщина, какие у нее были отношения с Павлом и его родней, как она выглядела и что из себя представляла нам неизвестно вообще.
А ведь именно ее сделали отрицательным бессердечным персонажем фильма.
Оправдали всех
И слабохарактерного алкоголика и по совместительству художника Петра, отца светловолосого Павлика. Пьяница — ну что с него возьмешь? У нас такие граждане-товарищи жалость обычно вызывают.
И мать Павла Зубова — Полину Захаровну, которая, собственно говоря, и является главной «злодейкой» всей этой истории. В пору рассвета (45 баба ягодка опять) женщина властная, строящая всех вокруг.
Девчонку Настю, мать Полины, оговорила. Сыну жизнь подпортила. И так далее… Цепная реакция.
Оправдание у нее простое — все, что сделано, так это же из любви к сыну. Хотела его уберечь. А теперь уже и годы прошли и вину свою она осознала. Что еще остается делать?
Старость пришла, душа — болит. Боится остаться без прощения. Если бы не все это, вряд ли бы у нее совесть на самом деле заговорила.
Ну да ладно. Все-таки она мать и не самая плохая. Как не простить? Конечно, простишь. Но вот как оправдать, да и стоит ли?
Оправдали и самого Павла Зубова, который в пору своей бурной молодости был слабохарактерным, слушающим сплетни, трусливым маменькиным сынком. Не знаю, как по-другому его охарактеризовать в период молодости.
У него не хватило смелости самому приехать в деревню после службы в армии и лично разобраться с ситуацией. Не думаю, что причина в том, что он так сильно был расстроен сообщением матери о предполагаемой измене Насти.
Вполне возможно, что особой любви к девушки у него не было. Что часто бывает в такие годы. Или просто все это по большому счету было не нужно — уехал и забыл. И 12 лет ничья судьба его не интересовала — ни родителей, ни бывшей девушки с ребенком на руках. Баба с возу, как говорится, кобыле легче.
Но его можно оправдать — молодостью и несознательностью. Все-таки в определенный момент, когда нужно было принимать решение, он его принял. Признал и забрал дочь, не стал разлучать детей и даже собаку не бросил. Как после просмотра говорили многие зрители, совершил мужественный поступок.
Но, опять же, не сумел это сделать по уму. Так, чтобы никто из тех, кто рядом, не пострадал.
Так вот вернемся к Тамаре
Как должна была себя вести женщина, которую не уважают? Ее тупо ставят перед фактом, не договаривая всю правду. Я созрел, я так решил — получай. А ты должна понять и простить.
Понять она, конечно же, могла и даже принять. Но только если бы ей дали возможность это сделать.
Не стоит лукавить. Не каждая, даже самая добрая женщина с выраженным материнским инстинктом, согласится по первому факту и требованию насильно принять чужого ребенка в свою семью.
В любом случае, ей для осознания нужно время. Ей надо поговорить со своим мужчиной, познакомиться с детьми, принять умом и сердцем сложившуюся ситуацию.
Если бы Павел дал Тамаре такую возможность, то и развязка их отношений могла быть другой. Но он поступил с ней как и в молодые годы с юной Настей. Эгоизм чистой воды.
Радует то, что в фильме есть те герои, которых не надо оправдывать — это дети. Особенно Полину. Она получилась цельной и сильной личностью. И я не очень уверена в том, что она надолго останется рядом с отцом.
Скорее всего, при первой возможности рванет или обратно в деревню, или поступит в какое-нибудь училище, где есть общежитие. Но это уже, как любит говорить Леонид Каневский, «совсем другая история».
«Мужики!» — является одним из самых любимых мною фильмов советского периода. Да и не только советского. Он о жизни, в которой как известно, бывает всякое. И это подтверждает то, что в основу фильма легла реальная история.
Он, как и фильмы «Служебный роман» или «Влюблён по собственному желанию», после каждого просмотра, заставляет размышлять об уведенном.