
Вряд ли советский кинематограф можно представить без популярных и любимых многими комедий Леонида Гайдая. Сегодня любители кино и почитатели таланта великого, не побоюсь этого слова, режиссера отмечают столетний юбилей Леонида Иовича Гайдая.
«В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…»
Родился будущий режиссер 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. Отец Гайдая происходил из крепостных крестьян, мать была родом с Рязанщины. Помимо него в семье было еще двое детей. Леонид Гайдай был самым младшим.
Летом того же года семья перебралась в Читу, а потом в Иркутск. В Иркутске Гайдай окончил школу 21 июня 1941 года. После провальной попытки уйти на фронт добровольцем, он устроился работать в Иркутский драматический театр рабочим сцены.
Осенью 1941 года Леонид был призван на фронт, где в 1943 году получил тяжелое ранение, после чего сержант Гайдай был признан далее негодным к военной службе.
Первое театральное образование Леонид Гайдай получил в студии при Иркутском драматическом театре в 1947 году.
После того как в 1955 году Гайдай окончил режиссерский факультет ВГИКа (курс Г. Александрова), Леонид начал работать режиссером на киностудии «Мосфильм».
Первый свой фильм «Долгий путь» Леонид Гайдай поставил в 1956 году. Фильм был снят по мотивам сибирских рассказов В. Короленко.
Второй фильм был кинокомедией, и в этом жанре Гайдай достиг вершины своего творчества.
Однако, снятая в 1958 году сатирическая комедия «Жених с того света», едва не стоила режиссеру карьеры. Это единственный фильм режиссёра, который подвергся существенной цензуре. После жесткой редактуры из полнометражного фильма получилась короткометражка. Речь в фильме шла о советской бюрократии.
Кадр из фильма «Жених с того света», 1958 год. На фото Георгий Вицин и Ростислав Плятт.
В 1961 году по инициативе Ивана Пырьева был создан комедийный киноальманах «Совершенно секретно». В этот альманах вошли фильмы начинающих режиссеров, в том числе короткометражка Гайдая «Пес Барбос и необычайный кросс» (1961 г.). В том же году фильм номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм на Каннском фестивале.
Гостивший у родителей в Иркутске Гайдай после провала историко-революционного фильма «Трижды воскресший» (1960 г.), в одном из старых выпусков газеты «Правда» прочитал фельетон Степана Олейника «Пес Барбос» и решил его экранизировать. Гайдай сам написал сценарий и придумал и придумал имена героев: Трус, Балбес и Бывалый.
Знаменитые герои, после успеха «Пес Барбос и необычайный кросс», появились в фильме «Самогонщики» (1962), в третьей части комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и в «Кавказской пленнице» (1966).
Можно считать этот момент звездным часом режиссера Леонида Гайдая.
Далее последовали кинокомедии Гайдая, которые по праву попали в Золотой фонд советского и российского кинематографа.
Ни один праздник или выходной не обходился без полюбившихся комедий Леонида Гайдая в советское время. Да и сейчас, блуждая по телеканалам в поисках интересного кино, вы обязательно повстречаете какой-нибудь фильм Гайдая. И не только повстречаете, но и чаще всего продолжите его смотреть.
А посмотреть есть на что! Вспомните хотя бы актерские составы любого из фильмов Леонида Иовича. Практически каждый из актеров талант огромной величины.
В годы перестройки Леонид Гайдай снял фильмы «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989) и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), несколько сюжетов для киножурнала «Фитиль».
Некоторые считают, что перестроечный период является не самым удачным в творчестве Леонида Гайдая.
Возможно, не удалось реализовать все, как было задумано. Но, в любом случае, комедии Гайдая этого периода были смешным, злободневными, со всем тем же шикарным актерским составом, в который успешно влились талантливые и молодые на тот момент актеры.
Сейчас ой как не хватает таких режиссеров, как Леонид Гайдай. А еще говорят, что незаменимых не бывает.
Источник: https://dzen.ru/a/Y9eHtjORMFOJQxUl